22 июня 2009

Ревью: Breaking Bad — история гадкого утенка

Wallpaper_The.Lab — это сериал о Уолтере Уайте, школьном учителе химии из Альбукерке, который однажды обнаруживает, что болен раком легких и жить ему осталось считанные месяцы, и решает применить свои научные познания, чтобы обеспечить будущее своей семьи — беременной жены и больного параличом сына, — занявшись изготовлением на продажу метамфетамина, тяжелого наркотика.

Под поверхностью истории о превращении простого лузера в крутого парня — с эффектными взрывами, перестрелками и колоритными злодеями — скрывается серьезная драма, равных которой на американском ТВ сейчас почти нет. ставит перед собой крайне амбициозную задачу — увлекательно и натуралистично показать, как далеко обычный человек может зайти на сторону зла, и как долго на этом пути он сможет находить себе оправдания, считая себя по большому счету хорошей личностью. И пока — по итогам двух сезонов — шоу с этой задачей блестяще справляется, расцветая от серии к серии.

«Go big or go home»

Breaking.Bad.S01E01.[4DA819E0].avi_002428509Итак, главный герой сериала, Уолтер Уайт — неудачник. Кого-то подобный эпитет может покоробить, но то, что герой жалок, и его жалко — это именно та стартовая позиция, на которую хотели бы поставить зрителя создатели сериала вместе с исполнителем этой роли, Брайаном Крэнстоном, отращивая Уолту нелепые усы, наряжая в белые труселя и заставляя терпеть грубоватые шутки свояка. Безусловно, болезнь сына, а теперь еще и его собственный рак легких — это несчастья, посланные судьбой, над которой герой не властен. Но по мере развития сюжета мы узнаём о том, что Уолта, блестящего химика, на низкооплачиваемую должность простого учителя в общественной школе привела не судьба-злодейка, а вполне конкретная черта его характера. Никто из нас не идеален, внутри каждого сидит какой-нибудь демон, который вырывается на волю при определенных обстоятельствах, и для Уолта такой демон — слепая, упрямая гордыня.

Но это — где-то в темных закоулках души, а на поверхности (для зрителей, окружающих и для самого себя) Уолт пока что примерный семьянин, увлеченный учитель и просто хороший мужик. И на преступный промысел он решается из лучших побуждений: он хочет, пока еще есть время, обеспечить семью. Он прекрасно отдает себе отчет в аморальности своего занятия, но ведь он (в своем восприятии) вроде как не грабит и не убивает, насильно принимать наркотики никого не заставляет, и благое намерение перевешивает всю ту долю мерзости наркобизнеса, к которой он причастен.

crop2-1Да и ему самому хлебнуть мерзостей придется предостаточно. Первая сделка, пошедшая не по плану. Первое убийство — пока еще доступное для оправдания отсутствием выбора (либо ты, либо тебя). Первая невинная жертва — пока еще не фатально, но все-таки сломанная судьба человека, которого Уолт лично знал и который к нему хорошо относился. Первая попытка открыто утвердить себя в новом мире, сыграть по его законам. Все это не проходит для Уолта бесследно — он сомневается, отступает, размышляет и мучается угрызениями совести, но все же возвращается на взятый некогда курс, по-прежнему слепо убежденный, что другого выхода у него нет. Кстати, иллюстрирует этот процесс такая деталь, как одежда Уолта, которая постепенно меняет цвет от светлых тонов к темным.

И вот кульминация этого пути в 1 сезоне — первый момент, когда ощущение жизни в полную силу, подаренное бушующим в крови адреналином, прорывается наружу звериным ревом. Уолт сам становится наркоманом: он не просто привыкает к двойной жизни, а начинает получать от нее удовольствие. Как и конечные потребители его продукта, он этого пока не замечает, и когда заметит — будет сам для себя отрицать, но отголоски нового, измененного состояния сознания уже начали проявляться в другой, «первой» жизни.

cropBreaking_Bad_LJ_064Прежде всего это касается жены Уолта, Скайлер. Она делает всё что в ее силах, чтобы помочь Уолту в борьбе с раком (будучи сама при этом на последних неделях беременности), но замечает в нем незнакомые черты, которые чем дальше тем сложнее списать на психологический шок от ракового приговора или побочные эффекты лечебных процедур. А от попыток выяснить правду, или хотя бы добиться диалога, Уолт постоянно уходит бесконечными отговорками, недомолвками и прямой ложью, и потому в их отношениях постепенно нарастает напряженность. Как Скайлер с этим будет справляться, сколько сможет терпеть и на какие меры она пойдет — мы непременно узнаем в свое время, но никаких бесконечно-шумных (по-ирландски, в духе Rescue Me) семейных сцен здесь нет: шоу замечательно передает нюансы отношений деталями, не сваливаясь в прямую, нарочитую драматизацию.

204-2Другой персонаж, вынужденный наблюдать эволюцию Уолта — это Джесси, его непутёвый проводник в мире наркобизнеса. Поначалу Джесси предстает перед нами трагикомичным персонажем, этаким стереотипным героем молодежных комедий с хроническим нежеланием взрослеть, для которого изготовление метамфетамина — легкий способ поддерживать комфортный, но не амбициозный образ жизни. Партнерство с Уолтом влияет на него больше, чем хотел бы и он сам, и Уолт: Джесси подсознательно переносит на Уолта отношения с отцом (а шоу не забудет трогательно проиллюстрировать отношения Джесси с родителями) — здесь мы увидим и уважение, и готовность учиться, и подростковый бунт, и подчинение. И ситуации, в которые Джесси попадает, то следуя воле постепенно черствеющего Уолта, то уходя в глухой метамфетаминовый бунт, позволяют ему раскрыться (особенно во втором сезоне) как полноценному драматическому персонажу. Его трагедия в том, что даже если Уолт иногда и способен — следуя светлым порывам своей души — предстать в отцовской роли, то природа их совместного преступного бизнеса диктует ему, что никаких сантиментов в отношениях с партнером быть не должно.

bb_episode207_main_image_760x535Есть в шоу и персонаж, который с Уолтом напрямую пересекается мало, но постоянно его оттеняет. Это Хэнк, его свояк (муж сестры Скайлер) и агент DEA (Управления по борьбе с наркотиками). Но Уолт не просто помещен между молотом наркобандитов и наковальней родственника-копа, который идет по следам нового мифического наркодельца: Хэнк — антипод Уолта. Весельчак и душа компании с демонстративными повадками альфа-самца, он (ненамеренно и неосознанно для себя) раздражает Уолта, хотя тот еще не готов открыто свое раздражание выплеснуть. В первом сезоне Хэнк за рамки вспомогательной роли почти не выходит, но во втором постепенно становится самостоятельным, серьезным персонажем: мы увидим и обратную сторону мачо-фасада, и готовность заменить Уолту-младшему отца (крайне неприятную для Уолта-старшего), и, в конце концов, неожиданный — для простоватого с виду копа — интеллект.

Хочу еще раз подчеркнуть, что несмотря на наличие этих и других добротно проработанных (по меркам современных драм) персонажей, центральный герой — Уолт. идет дальше других шоу, показывая нам этого героя не как куклу с известным набором масок (т.е. видимых зрителю черт характера), которые на нее примеряют создатели по мере развития сюжета, а позволяет заглянуть внутрь персонажа, в его душу, и в деталях рассмотреть механизмы формирования этих масок (а помогает нам в этом блестящая, не имеющая сейчас аналогов актерская работа Брайана Крэнстона). Мы видим, что и почему толкает Уолта на то или иное злодеяние, как ему требуется все меньше и меньше душевных усилий, чтобы на него решиться, и что же (пока) способно его остановить, заставить задуматься.

crop1BB_#211_Mandala_11.19- — единственный сериал, который всерьез говорит со зрителем о спасении души (точнее, пока что о ее гибели). Не буквально, конечно: никакими религиозными беседами, обрядами и т.п. здесь вообще не пахнет (что даже странно — в конце концов, дело происходит в Нью-Мексико, а не в Беркли), но именно в этом шоу история выходит за привычное «на лицо ужасный, добрый внутри», дотягиваясь до (простите за пафос) универсальных, общечеловеческих вопросов и тем самым берет зрителя за жабры, о существовании которых он до этого, может, и не подозревал (в этом сезоне я видел сопоставимую работу только в эпизоде 5×05 Rescue Me, во второстепенном сюжете Шейлы).

Все это над-повествование происходит ненавязчиво, без разжевывания или открытого морализаторства, и лишь в финале 2 сезона оно проявляется ярко и недвусмысленно. Кому-то этот финал может показаться слишком надуманным, но происшествие в концовке было заранее запланировано создателями сериала (они даже заботливо разложили по сезону ключи к его разгадке), и символизирует оно тот эффект, который поступки Уолта, все принятые им решения, имеют для его близких и для окружающих его невинных людей.

Язык сериала

071218_NextBreakingBad_vl-vertical — гадкий утенок на фоне Mad Men, своего собрата по каналу AMC, в распоряжении которого шик и глянец эпохи 60-х, а также естественное обаяние актерского состава. Лишенный такого антуража вынужден вовлекать зрителя в историю широким репертуаром отточенных приемов.

Первое, что невозможно не заметить — это сочная операторская работа. Снимать пилот был приглашен Джон Толл , обладатель двух Оскаров (Braveheart, Legends of the Fall), и за эту работу он был также номинирован на Эмми (проиграл пилоту Mad Men); в последующих эпизодах создатели сериала стилистику пилота сохранили и развили.

S01_012Шоу аккуратно поддерживает сюрреалистичную атмосферу, задача которой — подчеркнуть неестественность ситуации, в которую наши герои загоняют себя, и заставить зрителя постоянно чувствовать невидимую грань между их состоянием и окружающим «нормальным» миром. Для этого в ход идут различные инструменты — от таких мелочей, как невинные зарисовки утренних пробежек пенсионеров мимо дома Джесси, до эффектных сцен, начинающихся с необычного угола зрения — изнутри стиральной машины или холодильника, сквозь дно сковородки или ямы в пустыне (прием, безусловно, не новый, но здесь примененный осознанно и шикарно).

Breaking.Bad.S02E13.HDTV.XviD-0TV.avi_002138886Но все же фирменным блюдом сериала являются даже не такие изыски, а простые длинные камерные сцены, когда экшна на экране нет, но несколько актеров в замкнутом пространстве (будь то подвал дома Джесси, спальная Уайтов или хижина в пустыне) умудряются на протяжении нескольких минут нагнетать напряжение — причем (что отличает хороший сериал от проходной поделки) в в таких сценах с помощью пауз и взглядов рассказывается, например, об отношениях Уолта и Скайлер едва ли не больше, чем непосредственно диалогами.

7-203По первоначальному сценарию действие происходило в южной Калифорнии, а в Нью-Мексико съемки перенесли по финансовым соображениям — и создатели сериала использовали это ему на пользу. Живописная пустыня Нью-Мексико — дающая нашим героям уединение, необходимое для изготовления наркотика, манящая этой обманчивой свободой, но при этом смертельно опасная — предстала перед нами словно самостоятельный персонаж. И особенно эффектно она показана на контрасте с огромным, бесконечным небом, от которого не хочется отрываться даже в простых, без какого-то подвоха сценах ускоренной «перемотки» времени. Кстати, одновременно со съемками 2 сезона в той же пустыне поблизости снимали Терминатор 4.

crop_MG_7090Музыку сериал использует умеренно, в основном — в клиповых нарезках изготовления и распространения метамфетамина. Но совершенно неожиданно в качестве открывающей сцены одного из эпизодов 2 сезона появился видеоклип наркобаллады. Этот относительно недавно появившийся мексиканский жанр — явление наподобие нашего т.н. «шансона». Наркобаллады, как следует из названия, романтизируют деятелей местного наркобизнеса, в возвышенных тонах описывая их подвиги, и даже служат своего рода новостными сводками. Для наркобалладу исполнила реальная популярная мексиканская группа Los Cuates De Sinaloa, а видео изготовлено в наивной стилистике настоящих клипов этого жанра.

cropBreaking_Bad_LJ_383Реалистичности шоу добавляет и тщательная работа гримеров и костюмеров. Метамфетаминовые (да и не только метамфетаминовые, но спойлить не буду) наркоманы показаны во всей омерзительности, от сгнивших зубов до расстройств психики, так что лучшей телевизионной антирекламы наркотикам, чем это шоу, сложно пожелать. Из-за этой мрачной натуралистичности сериал было бы просто тяжко воспринимать, если бы не его широкий диапазон юмора. Здесь есть и гэги (как правило — в исполнении Джесси), и простоватые хохмы Хэнка, и высокомерная язвительность Уолта, и скрытая (часто — горькая) ирония, пищу для которой безотказно дает двойная жизни героев. идеально разбавляет трагедию юмором, а высокую драму — эффектным экшном.

Первый сезон шоу получился укороченным из-за забастовки сценаристов. По признанию Винса Гиллигана (создателя сериала), вынужденная смена планов позволила переосмыслить сюжет и отказаться от слишком быстрого развития событий — и это пошло сериалу только на пользу. Уверен, что создатели сериала смогут преподнести и в третьем сезоне зрелище, достойное не меньшего созвездия Эмми, чем то что получит второй.

При подготовке ревью обширно использованы материалы официального блога , где в изобилии выложены видео, интервью и подкасты с актерами и съемочной группой; нет такого аспекта производства шоу, который был бы там обойден вниманием.


Pinterest
VKontakte
Метки: 

26 комментариев

  • Спасибо огромное за рецензию. Желание наконец-то посмотреть сериал учетверилось и приняло огромные размеры. Вот досмотрю The Wire…

  • очень хорошо. рецензия как сам сериал — честно и немного злобно.

    за «сочную операторскую работу» отдельное спасибо.

  • С ума сойти! Начал читать и подумал: «А поскорее бы пилот вышел», пока не узнал, что аж два сезона есть!!!
    Ушел качать!
    Спасибо за классную рецензию. Особенно понравилась часть «Язык сериала» — анализ очень качественный!

    RED-RED-bull
    Почётный комментатор
  • Рецензия одна из лучших, что я вообще читал. Bites, большое спасибо, я с вами согласен на все сто процентов.
    Breaking Bad — лучшая драма на сегодняшний день (уж простят меня фаны MM), каждую серию жду с огромным нетерпением, как бы теперь дожить до следующей весны…

  • Очень хорошее ревью, спасибо. Обязательно посмотрю летом.

  • Рецензию не читал.Букаф много.Но сам сериал смотрю с момента выхода первой серии.
    Это просто что то с чем то.Это прекрасный образчик кабельной криминальной драмы наравне с Сопрано Оз и Щитом.

    • а вы почитайте, и люди к вам потянутся

  • Спасибо за добротный анализ.)
    Фишка в том, полагаю, что из мягкого, почти субтильного, человека обстоятельства могут сделать жестким, сексуально сильным, властным, способным принимать быстрые и правильные решения. Новый образ жизни формирует новый характер. Ради новых приоритетов он по сути готов на преступление, он теряет гуманизм и он фактически — убийца. Это новая, блестящая на мой взгляд, история о том, как долго можно оставаться человеком ради благих целей, спасая близких и любимых.
    В отношении Скайлер: сразу было понятно, что ее жизненные принципы (которыми она никогда не поступается) войдут в противоречие с новым Уолтом. И тут тоже драма: в счастье, и в горести, пока смерть не разлучит или воля к правде.
    Будет ли в 3 сезоне история покаяния и возвращения в гуманные рамки или будет продолжено падение главного героя как личности, неизвестно. В английском «breaking bad» семантически схоже с «destroying evil»/разрушение зла.

    • Там с принципами Скайлер во 2м сезоне все не так просто.
      И конфликт с Уолтом развивается не на почве ее принципов — она (спойлер) ничего о природе его второй жизни не знает, только видит что Уолт меняется на глазах, что-то скрывает и врет. То есть у них чисто семейная драма, которая только к концу 2 сезона выруливает на «основной» сюжет. Точнее (спойлер) даже не выруливает (Скайлер-то все равно ничего не знает — может только строить догадки), а дает подачу для линии Хэнка в будущих эпизодах, который как раз в этом время складывает 2+2.

      • Понятно, отчего развивается конфликт, но! с ее принципиальным характером, непримиримостью и картиной мира, где все должно быть ясно (типа, день — это свет, ночь — это тьма), она вряд ли примет оправдания Уолта и поймет его. В третьем сезоне возможно эти противоречия будут одними из основновных в сюжете, раз создатели зафиналии сезон семейной сценой, а не той, что в финале 12 эпизода, очень драматичной и ключевой.

        • Хм, вопрос хороший, и вот теперь мне начинает казаться, что через какое-то время Скайлер как раз сможет Уолта понять. Может, и не простить, но понять — из-за ее (спойлер) побочной линии во 2м сезоне, где нам показали, что она тоже подвержена «ржавчине» (ну т.е. что она не вся такая святая, а нормальный человек), и это ее потенциальная дверь к пониманию Уолта, примирению с ним в каком-то отдаленном будущем (но Уолт, конечно, должен пройти через еще какие-то мегадрамы).

          • Мне, наоборот, кажется, что на конфликте, на непримиримости и будут строиться отношения. Характер Скайлер был прописан еще в первом сезоне, когда она не могла простить ворованного подарка сестре (только после сестринского покаяния отношения восстановились), но здесь не ворованная корона, не легкий обман, связанный с клептоманией, тут сложнее и глубже. Думаю, здесь как раз breaking и в семье тоже. И поскольку он латентно наслаждается новым миром, новым положением, давшим ему внутренние силы и новые качества, он будет один.)))
            А реализовать потребность в заботе и защите он может по отношению к Джесси (как в «Дитте — титя человеческое»), по ходу он начинает чувствовать ответственность за него.

            • *спойлеры*
              *спойлеры*
              *спойлеры*
              Так она от него уже ушла, т.е. кульминация их конфликта пройдена. Если она изначально поставила вопрос так, что прощения ему быть не может, и он в своих нагромождениях лжи исходил из этого, плюс за это время свыкся с мыслью о том что он умрет и что семья будет жить без него (даже продолжал голову брить несмотря на успешность лечения) — ему теперь просто незачем бегать и что-то объяснять Скайлер. Он получил то, к чему сам себя (да и других, кстати) подготовил.
              Вдобавок неизвестно, как Скайлер объяснит сестре с Хэнком в чем дело, но в любом случае она невольно даст Хэнку недостающее звено в его цепочке умозаключений, которая его выводит на Гейзенберга. И даже если у Уолта будут в ближайшем будущем мысли попытаться ей реально открыться, то теперь будет новое препятствие — Хэнк (ведь Скайлер к ним ушла жить). Т.е. осторожность нового (и трусливость прежнего) Уолта плюс его знание о принципиальности (имеющей границы, как мы теперь знаем) Скайлер возьмут верх. И Уолт наоборот замкнется еще больше и пойдет гулять по темной стороне. Когда-нибудь потом доиграется, раскается, и вот тут-то человечность Скайлер сыграет.
              Вот как-то из концовки 2 сезона видится будущее.

              • Я не уверена, что это была кульминация конфликта. Привычно выясняют отношения, исследуют причинно-следственные связи и дальше до кульминационной точки, после которой следует разрыв. Здесь все наоборот из-з характера Скайлер. Конфликт в семье только начался, и все события будут связаны с ее уходом. И далее во вашему тексту: …неизвестно, как Скайлер.., но не знаю, как в отношении ее человечности, у нее особые, идеализированные, как мне кажется, жизненные понятия, и она — ортодокс.))))
                Посмотрим.))))

                • *спойлеры, конечно*

                  Какой же она ортодокс, если продолжила помогать Теду после обнаружения его махинаций, да еще и флиртовала с ним? Принципы у нее есть, но до определенного предела. Который и в нетерпимом отношении к Уолту, думаю, тоже когда-нибудь наступит. (да и с сестрой еще вопрос, насколько там принципы, а насколько — просто обида от реально скотской ситуации в которую та поставила Скайлер).
                  А началось все это именно из-за необъяснимого поведения Уолта, докопаться до причин которого она отчаялась (хотя честно пыталась, попутно делая вид что все в порядке), ну и в итоге что-то для себя решила (и я ее винить в этом не могу). Не Скайлер же его заставила метом барыжить.

                  • «Спойлеры»
                    Вот именно, что-то для себя решила, и возможно, окончательно и бесповоротно.
                    По поводу Теда: Скайлер обнаружила «неточности в бумагах» после того, как заигрывала с ним, и сказала, что не будет сообщать об этом, но и участвовать в этом больше не будет, и надо видеть, какое у нее было лицо!)))

                    • *спойлеры*

                      Разговор Скайлер с Тедом на этом не завершился: она потом вернулась в офис, что оставляет простор для толкований.
                      Причем в любом случае (решилась-таки помогать Теду или просто молчит) всё это (плюс флирт) — сделка с совестью. А раз есть это, есть и возможность понять когда-нибудь Уолта.

                      Bites
  • Большое спасибо за отличное ревью) Сразу захотелось посмотреть сериал.

    Chris_Бог Кобола)
  • За тайнами лоста и лоском всяких флешфорвардов, оказывается есть очень интересные сериалы! Спасибо за такую статью, пошел качать сериал!:)

  • спасибо за ревью=) три дня назад кстати начал смотреть брикинг бэд. весь сезон за полтора дня посмотрел=))) скоро второй начну смотреть. Кто еще не видел — советую. отличные серии. прям вообще вставляет. метамфитамины — зло!)

    bisoprolol
  • с месяц назад Katka посоветовала мне поглядеть этот сериал…хоть и не смотрела его =)) пасиба )
    тысяча чертей!!)) поглядел за несколько дней все серии…и жажду продолжения!)) в моём списке сериалов этот идёт третьим после Сапрано и Спаси меня….=))

  • ревью раза в три больше чем ревью на Побег оО
    значит сериал действительно хорош))) ну или автор фанат))
    но смотреть буду, прочитал первые пару абзацов, дальше не читал, боюсь спойлеров, автор, спасибо, а то я уже отчаялся, что смотреть до осени)

  • Заинтересовали, спасибо
    Посмотрю

  • Люблю сериалы и фильмы, в которых лузер-неудачник превращается в крутого парня

  • кто-нибудь в курсе когда начнется третий сезон? А то ломает уже.

    bisoprolol

Оставить комментарий

Примечание: Если Вы хотите добавить аватар к своему комментарию, воспользуйтесь Gravatar. Просто зарегистрируйтесь там с тем же e-mail, который вы используете в комментариях. А также, Вы можете использовать такие тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>