Тема: Литературa  (Прочитано 45770 раз)

Nikquest

  • Амазонка
  • Сериаломаньяк
  • *
  • Сообщений: 4858
Re: Литературa
« Ответ #390 : Август 07, 2018, 04:00:03 am »

Книги июня 2018.

Отличные.

  • Ричард Матесон, «Нажмите кнопку». Сборник рассказов. До этого читал Матесона лишь урывками, а тут вышел целый сборник его миниисторий. Временной разброс написания рассказов, включенных в сборник, поражал – от 1950-ых до 2000-ых. Самое интересное оказалось, что наиболее сильные вещи приходятся на 20-й век. Жанрово почти все рассказы – хорроры и мистика с примесью сюжетной интриги, иногда дубовые, иногда обычное «бу» по типу Черной Руки, годные лишь для пересказов малышне у костра, но у них всех есть общая деталь. Либо непредсказуемая концовка, либо оказывающийся в интересном положении герой. Многие рассказы сейчас уже поросли мхом и обросли мемами, но для времени их написания это были очень любопытные и смелые вещи. Дети-уроды, монстры в гробах, предвестники смерти, звонящие по телефону, куклы-убийцы, инопланетяне, нечистая сила, искушающая людей… А в сочетании со стилем Матесона и его умением нагнетать тревогу в абсолютно обычных ситуациях, добрых две трети историй цепляли меня от начала и до развязки.


Хорошие.


  • Себастьян Фитцек, «Я – убийца». Не первый раз у Фитцека детективные события обставляются так, что можно запросто подумать о вмешательстве потусторонних сил или хотя бы о мистической подоплёке. Судите сами: смертельно больной ребёнок, которому едва-едва исполнилось десять лет, вдруг начинает утверждать, что неоднократно убивал людей 15 лет назад, при этом приводит настолько мелкие подробности преступлений, о которых никто не должен бы знать, что здравый смысл начинает отказывать даже скептически настроенному адвокату. Проверка фактов все подтверждает и еще больше запутывает дело. Может, действительно, Фитцек ударился в аналог «Икс-файлов» и вплел в детективный сюжет историю о переселении душ? Роман держит в напряжении и незнании истины буквально до последней главы, попутно обрастая еще парочкой интригующих загадок и откровенно криминальным душком, однако никакой мистики здесь не будет: объяснение «убийств в прошлой жизни» вполне реальное и довольно неожиданное, пусть и немного разочаровывающее своей «притянутостью».


Средние.


  • Роберт М. Вегнер, «Память всех слов». (Четвёртая книга цикла «Сказания Меекханского пограничья».) Увы, первая книга в цикле, которая часто по ходу чтения вызывала отторжение и лютую скуку. Вот насколько я был в восторге от сборников рассказов/повестей и «Неба цвета стали», настолько же не зашло продолжение приключений Альтсина и Деаны. Может, оттого, что все слишком «схлопнулось» для них в парочку локаций, может, из-за обилия никуда не ведущих глобальный сюжет сцен, может, сами персонажи не такие интересные как Горная Стража, чьи похождения, вызовы и моральные дилеммы для меня просто шик и блеск, может, из-за наполненности мистическими событиями и всяческими божественными вмешательствами, что меня обычно отторгает. А может, я просто перенасытился этим циклом и стилем, которым он написан. Так или иначе, а читать «ПВС» больше чем по сотне страниц в день было тяжело, а местами и вовсе муторно. Посмотрим, что будет дальше, но ожидания и авансы к следующей книге цикла несколько охладились.

  • Себастьян Фитцек, «Тот, кто виновен». В этот раз Фитцек решил триллерно проехаться по педофилии и концепции всеобщей слежки и показать, как сильно общественные устои и искусственный интеллект могут испоганить жизнь. Получилась, скорее, агитка «от противного» на тему вредоносности ИИ, лихо очерняющего человека по его поведению в соцсетях, и спецслужб, берущих под контроль Интернет. От триллера тут только общая динамичность, лихие сюжетные повороты да парочка ситуаций а-ля «выжить любой ценой», но книга честно держит темп до финала.
    Отдельно хочется похвалить авторское послесловие, в котором Фитцек признает, как сильно его волнует поднятая в романе проблема. Настолько, что он сознательно пошел на довольно подлый ход: заставил читателя сопереживать и сочувствовать педофилу. И он не стесняется в этом признаваться, считая, что цель оправдывает средства. Только вот горькая ирония: в самом романе другая цель идет вразрез с допускающими ее существование средствами, нисколько их не оправдывая. Получилось либо намеренное двуличие (ничего негативного в это определение в данном контексте я не вкладываю, просто как факт), либо торжество художественного вымысла, допускающего разночтимые цели. В любом случае, послесловие дает дополнительную пищу для ума, даже большую, чем сам роман.

  • Чайна Мьевиль, «Последние дни Нового Парижа». Не дождался официального перевода, но и неофициальный оказался весьма неплох. Как и сам коротенький роман, прочитать который можно всего за пару часов. И эта пара часов пройдет довольно бодро и одновременно вязко, Чайна в очередной раз придумал интересную концепцию, смешав альтернативную реальность, где Вторая Мировая война подзатянулась еще на полдесятка лет, с настолько густым сюрреализмом, что кажется, будто ты сам находишься в альтернативной реальности и читаешь существующий в ней приквел-спин-офф к «Вокзалу потерянных снов». Рогатые обитатели ада только усиливают это ощущение, а всяческие сюрреалистические полотна, разбросанные тут и там – словно живые иллюстрации к творящемуся безумию. Увы, но за исключением концепции и практически всегдашней для произведений Мьевиля анархической безуминки в романе нет ничего, что бы выгодно выделяло его из всей библиографии, а короткий объём (право слово, я повести длиннее читал!) и зацикленность на сюре, которого здесь чрезмерно много и который мне не совсем пришелся по вкусу, не дают оценить на что-то большее, чем «приятный середнячок». Однако всем любителям фантазий Мьевиля пропускать не рекомендуется ни в коем разе.


Плохие.


  • Мэтт Рафф, «Страна Лавкрафта». Под литературной эквилибристикой, лавкрафтианскими мотивами каких-то затрапезных культов, мистической порошей и попытками сыграть на социальной проблематике и расовой сегрегации отчетливо виден совершенно беспонтовый и невероятно унылый недотриллер о «белом расизме», который и является как целью, так и средством донесения прописной истины: неграм жилось плохо.
    Вся книга о притеснениях чернокожих. Казалось бы, а где титульный Лавкрафт, на которого я и клюнул (ну, еще на нового для себя писателя, у которого одновременно вышли две книги в интересующем меня жанре)? Каким образом Америка 50-х с унижениями чернокожего населения сельских глубинок превратилась в страну, культивирующую условных Древних? А никаким. Самый максимум от Лавкрафта здесь – это упоминания его сущностей да некий ореол таинственного мистицизма, идущий от местного Ку-клукс-клана. Даже если бы в финале книги всех этих тупых, вечно ноющих и уй-боже-как притесняемых афроамериканцев лихо скормили пробудившемуся от столь ужасной нетолерантности Ктулху или отправили пинком под зад на какой-нибудь Юггот, даже тогда название-замануха вряд ли стало бы уместным. А так имеем лишь злоключения негров, подаваемые исключительно с позиции контрастно чинимых им неприятностей белыми гаденышами. Все это еще и написано ужасно скучно, неинтересно. Подобие сюжета пестрит идиотизмами и тут и там вскрывающимися мистическими нарывами, разбрызгивающими гной на обычнейшую соцагитку, персонажи поголовно грешат невменяемостями и нарочитой примитивностью, а дорожное путешествие вышло на редкость отвратным и нисколько не увлекательным. Да, все как завещал автор «Безопасного путеводителя для негров» – зачем героям лишние проблемы?!
    И стоило ради этого приплетать сюда Говарда Филлипса?.. Ктулху его знает.

Гейдрих

  • Вы хоть понимаете теперь чего вы натворили?!?!
  • Сериаломаньяк
  • *
  • Сообщений: 3232
  • Донецк. Украина.
Re: Литературa
« Ответ #391 : Август 10, 2018, 11:19:51 am »

20 Незнакомец
    Харлан Кобен

Записан
Верніть Обаму!  Даёшь тмпичмент!